ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 - 2 (25) январь 2005

ОБРАЗ ЖИЗНИ /// АВТО

Автострахование: хватит на ремонт или нет?

Материал подготовлен при информационном содействии компании Транс Реал-Сервис

Вам случалось попадать в аварии? Думаю, что большинство автомобилистов ответит на этот вопрос положительно. Дело здесь даже не в недостатке собственного мастерства или опыта вождения, сколько в его величестве случае. Автора этих строк также не обошла стороной эта часть автомобильной жизни. Случалось, что врезались в меня, а иногда и сам был не прав. Кто в этой жизни идеален? К счастью, во всех моих авариях машина, которой я управлял, была полностью застрахована – и на случай причинения вреда третьим лицам, и от ущерба собственному автомобилю. Однако, согласно статистике, таких автолюбителей на дорогах довольно мало – по итогам 2004 года полисы страхования автокаско (угон+ущерб) в Москве имеют только 28% автомобилистов, а в среднем по России процент и того ниже – всего 15%. Но и это можно признать хорошим результатом, так как по сравнению с 2003 годом рост числа выписанных полисов составил почти 200%, и если подобная тенденция сохранится, то уже в скором будущем мы можем ожидать того, что разборки на месте ДТП полностью уйдут в историю, сменившись строгими конструктивными отношениями, которые мы привыкли видеть в зарубежных странах. Однако вернемся с небес на нашу грешную землю. Разрешив все вопросы с ГАИ, побывав в группе разбора и получив от них необходимые бумаги, я уверенной походкой шел в страховую компанию, которая должна была взять все финансовые расходы по ремонту поврежденных машин на себя. Но вот тут-то периодически и возникали проблемы, причем, как показывает опыт многих автолюбителей, попадавших в аналогичные ситуации, они носят скорее хронический, чем эпизодический характер.
Первая встреча с агентом по урегулированию убытков, как правило, не должна вызвать особых проблем. Встретились, заполнили заявление, сделали копии всех документов, независимый эксперт осмотрел машину и выписал направление на сервис или предложил подождать, пока будет составлена калькуляция на выплату денег.
А вот потом начинается самое интересное. Получив наличные средства на ремонт машины, владелец отвозит своего железного коня в сервис, и выясняется, что реальная стоимость ремонта значительно превышает выплаченную сумму и остается либо компенсировать разницу из своего кармана, либо соглашаться на проведение низкокачественного ремонта с применение неоригинальных запасных частей и низкокачественных лакокрасочных материалов, что позволит обойтись без доплаты. Причем и тот и другой вариант кажется тупиковым.
Спрашивается: зачем было страховать машину и платить за это солидные деньги, когда выплаченных средств все равно не хватает на качественный ремонт? Плохое восстановление машины – не выход, ведь для многих из нас автомобиль – это не только средство передвижения, но «одежка», по которой, как известно, встречают, и поэтому совершенно не хочется, чтобы она была похожа на изрядно поношенную телогрейку. Кажется, что вариант с прямым направлением машины на сервис, минуя выплату наличных средств, может оказаться спасением, но и здесь не все так просто. Расценки, по которым страховщики рассчитывают стоимость ремонта, зачастую настолько занижены, что сервисный центр просто вынужден проводить ремонт в условиях предельной экономии или тонко намекать владельцу, что, если он хочет получить своего любимца в виде малоотличном от исходного, ему опять-таки придется доплатить.
Бывали случаи, когда сервис-центры даже отказывались вернуть хозяину отремонтированную машину из-за того, что денег, выделенных на ремонт, просто не хватило, и уже тогда владельцу предлагалось в ультимативном тоне доплатить за ремонт или вступать в многомесячные судебные тяжбы со страховой компанией, значительная часть доходов которой направляется на содержание армии профессиональных юристов, способных доказать все, что угодно.
На фоне такой безрадостной картины особенно раздражающе выглядит финансовая статистика работы страховщиков. Согласно данным Минфина, за первые девять месяцев 2004 года сборы страховых компаний только по ОСАГО составили 39,3 млрд рублей, при этом из них в качестве выплат к автомобилистам вернулось лишь 13,6 млрд. Таким образом, доходность страхования обязательной автогражданской ответственности составила почти 300%, в то время как большинство владельцев поврежденных автомобилей были вынуждены смириться с низким качеством ремонтных работ или доплатить за восстановление машины из своего кармана.
Согласно разрозненной статистике, которую можно получить из совершенно разных источников, число автомобилистов, не удовлетворенных работой страховых компаний, сильно колеблется. Если верить данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), то недовольными от общения со страховыми компаниями по вопросам ОСАГО остались всего менее одного процента застрахованных граждан. В то же время, по результатам собственных исследований лидера российского рынка автострахования – компании «Россгосстрах», свои претензии к работе страховщиков высказали уже 36% автолюбителей, попадавших в ДТП. У подавляющего большинства из них (74%) вызывают наибольшее раздражение волокита, бюрократия, задержка с выплатой страхового возмещения. 40% недовольных считают, что получили неполное страховое возмещение, которого недостаточно на качественное восстановление поврежденной машины. 23% уверены, что им безосновательно отказали в выплате. На невежливое обращение и плохой сервис пожаловались 39% недовольных автолюбителей. Тут же напрашивается вопрос: а что же делать в подобной ситуации, когда автолюбитель уже попал в аварию, машина разбита и подлежит ремонту? К сожалению, ответ получается совсем неутешительным – теперь уже остается только надеяться на порядочность страховой компании в целом и ее отдельных сотрудников в частности. И на то, что независимый эксперт действительно независимо оценит ущерб, а сервис, в который направят машину на ремонт, окажется достойным своего имени.
В противном случае единственный законный способ получить причитающиеся на ремонт машины средства – обращение в суд. Конечно, это не самая быстрая мера, которая потребует еще и серьезных моральных затрат, но когда речь идет о большой сумме или страховщик ведет себя слишком вызывающе – это последний способ доказать свою правоту и поставить зарвавшихся людей на место.
Схема действия достаточно проста. В случае ДТП от инспектора ГИБДД нужно получить протокол об административной ответственности, затем в ГАИ – справку об аварии. Если виновный определен верно, то нет никаких проблем, если же имеет место подлог документов или в группе разбора сработали не совсем честно, то придется идти к эксперту-автотехнику, который выдаст заключение о причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившими последствиями аварии, то есть о том, кто, по его мнению, виновен в ДТП. Далее идем по проторенной многими автомобилистами дорожке – находим действительно независимого оценщика ущерба, способного составить внятную калькуляцию повреждений, и подаем исковое заявление в суд. Кстати, важно не забыть на проведение экспертизы вызвать виновника аварии, в противном случае он может запросто оспорить заключение осмотра. Подавать иск на страховую компанию не стоит, лучше адресовать его напрямую виновнику аварии, а тот в свою очередь сможет переправить его страховщикам, которые выступят либо вместо виновника, либо как соответчик.
При правильном подходе к делу и соблюдении всех необходимых формальностей в исходе суда можно не сомневаться, главное – запастись терпением, так как многие суды сейчас просто завалены подобными исками и поэтому рассмотрение может существенно затянуться.
Если же подробное изучение российских законов и общение со слугами народа не входит в ваши планы, то можно порекомендовать другой, более надежный способ обезопасить себя от спорных ситуаций и массы потраченного в пустую времени и нервов – уделять больше внимания выбору страховой компании, где вы собираетесь застраховать машину. Застраховать не только ОСАГО, но и собственный автомобиль от угона и повреждения. А также в договоре страхования обязательно указывать, что восстановительный ремонт будет производиться на сервисе, выбранном страхователем, а не страховой компанией. Пусть это немного и увеличит стоимость полиса, но зато можно быть уверенным, что в случае аварии машину сделают качественно и в срок.

Леонид Павлов

В договоре страхования обязательно указывайте, что восстановительный ремонт будет производиться на сервисе, выбранном страхователем, а не страховой компанией

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]      [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: «Русская цивилизация»

Столкновение миссий
Россия мировая держава просто по факту своего существования


ТЕМА НОМЕРА: КТО МЫ?

Россияне или русские?

Страна, от потрясений уставшая
«Россияне» так и не сложились в полноценную нацию


Бело-сине-красное распутье
Чего хотят от жизни наши сограждане?


Бизнес с точки зрения народа
Большинство граждан РФ путают предпринимателей и олигархов


Требуется обрести смысл
Без национальной консолидации страна потерпит крах


СВОЕ ДЕЛО

МИФОДИЗАЙН
DJ-культура, или Как продать больше тем, у кого уже все есть?
Брэндинг по-русски. Статья шестая


Сверхновый русский бизнес: неожиданные возможности
Состояние общества открывает перед малыми и средними предпринимателями заманчивые перспективы


КАДРЫ
Управление персоналом как технологический процесс
О практической ценности формального определения базовых положений кадровой политики


Детектор гениальности
Психоневролог Эдуард Ложкин запускает бизнес-программу поиска одаренных людей


ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
Трава-мурава как «подрывная инновация»
Российская фармацевтика создает лекарства мирового уровня


ТЕНДЕНЦИИ

ВЗГЛЯД
Стена
Невеселые размышления об экономической политике


МИРОУСТРОЙСТВО
Мессир и его команда
Бесы «оранжевой» революции


Поражение или выигрыш времени?
События на Украине и российские интересы


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Вступим или вляпаемся?
Форсированное втаскивание страны в ВТО чревато непредсказуемыми последствиями


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Рейтинг барона Филиппа
«Инвестиционная полноценность» России: реальность или видимость?


РЫНКИ
Мелких рыбешек поедают – но не всегда
Рекламный рынок: cобытия и тенденции


ГОДОВОЙ ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
В новый год – с максимально сдержанным оптимизмом

ГОДОВОЙ ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
2005: то же, но хуже

ОПЫТ И ТРАДИЦИИ

ЛИЧНОСТИ
Шалый
История жизни Александра Гучкова – человека, желавшего творить Историю


ПОДВИЖНИКИ
Простое русское чудо
Монахи Данилова монастыря создают новую реальность в вымирающей глубинке


ЧЕСТЬ ИМЕЮ
Труды и дни «Консула»
Фонд поддержки спецназовцев набирает силу


ОБРАЗ ЖИЗНИ

ПАЛОМНИЧЕСТВО
Иерусалимский синдром
Сотрудник редакции посетил Святой Город


ЖИВОПИСЬ
Любимая Россия Павла Рыженко
Героическая живопись в Новом Манеже


ТВ
Заточка зрения
Для тех, кто не может не смотреть телевизор


МОДА
Производство желаний
Содержание в поисках формы


Русский вкус
Интервью со знаменитым историком моды


АВТО
Автострахование: хватит на ремонт или нет?

ТЕСТ-ДРАЙВ
Спокойная сила
Тестируем Volkswagen Touareg


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал