ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 - 2 (25) январь 2005

ОБРАЗ ЖИЗНИ /// ТВ

Заточка зрения

Для тех, кто не может не смотреть телевизор

РЕВОЛЮЦИЯ РОЖ
Телевизионщики говорят, что они четвертая власть, и явно скромничают. Телевидение – самая что ни на есть первая власть, важнейшая, всепроникающая составляющая государственной власти. Кто владеет телевидением, владеет всем (это и почта, и телеграф, и телефон, и банки, и танки, между прочим, тоже). Свобода слова? Ее нигде (кроме Интернета) нет, никогда не было в полной мере и не будет. Впрочем, была краткая пора иллюзий при Горбачеве, которая и завершилась многолетним кошмаром. Ее нет и в Америке. Там слоны могут отчаянно дубасить своих ослов, но никогда на общенациональных каналах никакое политическое животное не коснется основ государственности и стратегических интересов нации.
У нас коснулось.
При Ельцине главными телеканалами управляли финансовые группы, которые по мировоззрению кратко можно охарактеризовать так: те, кто Россию ненавидит, и те, кто ее презирает. Ненавидят за то, что она может и ответить (асимметрично и больно); презирают за то, что она этого не делает. Основной призыв к стране был такой: покайся! В чем? Ты кайся, мы найдем! Навалились политологи, неустанно объяснявшие, какая Россия такая, сякая, плохая. Шла предпродажная подготовка Родины с очевидной игрой на понижение. Установка навязывалась простая: мы тебя, дуру, будем приватизировать, а ты – кайся. Одни и те же многочисленные правые полузащитники-полунападающие морочили голову электорату на разнообразных ток-шоу. Иногда приглашались (для смеха) самые несимпатичные из «красно-коричневых» (Анпилов, Зюганов, Жириновский, Шандыбин). Дедушку Ельцина, а главное, его режим, политологи и сатирики почти не трогали. Эстетика победителей демократического переворота – чернуха, мокруха и беспросветная невезуха. Характерная оговорка ведущего того времени: «Опять попал в аварию российский самолет, жертв и разрушений, к сожалению, нет».
Под аккомпанемент «Империи страсти», где «нагрянувший хам» раздевал придурковатых барышень, страну вдохновенно грабили.
Но ничто не вечно под луной. То, что Путин равноудалил телемагнатов, вполне логично – если допустить, что он решил проводить собственную, а не олигархическую политику. И сейчас назад дороги нет. Представьте на секунду, что будет, если в Останкино ворвется Березовский с Доренко наперевес? Они тотчас четвертуют Пушкова, Демидова, Леонтьева и прочих противников (по выражению последнего) «либеральной сволочи». Караулов, глядишь, ударится оземь и опять переметнется, а через год-другой может случиться какая-нибудь яблочно-поносная революция. И следующим президентом России станет Рыбкин, или Ельцина попросят тряхнуть загогулинами, или Хавьера Солану воцарят.
Телевидение – первая власть. И не только в навязывании той или иной экономической модели. Создаваемый голубым экраном общий культурный фон не менее важен по последствиям, чем информационная политика. Кто владеет общественным настроением, тот может управлять и «мнением народным».

СПОРТ И ПЕНА
Появление спортивного канала на шестой кнопке моментально оправдало самые смелые ожидания «равноудалителей». Рейтинги ошеломляющие. О ТВС перестали плакать даже либералы. В прямом эфире наконец-то можно было увидеть фантастические победы наших спортсменов. И поражения тоже. Яростную борьбу на Олимпиаде, в которой проигрыш, даже несправедливый, не унижал. Наоборот, таких спортсменов, как Немов и Нижегородов, еще более возвышал. К тому же сбрасывать со счетов многочисленные серебряные и бронзовые медали, как будто это и не медали вовсе, подло.
А удивительный взлет наших теннисисток на турнирах «Большого шлема» не только вдохновлял, но и давал надежду на то, что и в других соревнованиях, в том числе и в футболе, и в волейболе, да и в экономике, тоже можно навести порядок. Красота, как говорил князь Мышкин, спасет мир. И в данном случае он абсолютно прав. Родители повели детей на корты, стадионы, в спортивные залы. Спорт для подрастающего поколения, особенно из провинции, где нет высших учебных заведений, становится одним из важнейших способов самореализации. Здоровый образ жизни во многом благодаря каналу «Спорт» (с его жизнерадостными, розовощекими ведущими) снова в моде. И что не менее важно, яростное боление за наших выявило общенародную жажду победы! Жажду гордости за страну. Без общенационального душевного подъема, без самоуважения, без веры в победу невозможно одолеть ни коррупцию, ни стагнацию, ни бездарно сырьевое построение экономики.
Одно плохо – пиво как основной спонсор физкультуры. Зато в его рекламе сбылась мечта Жириновского: лица почти исключительно славянской национальности! Голубоглазые, русоволосые работяги, дачники, автомобилисты, офицеры, богатыри, которых ни в каких ток-шоу в таком щедром изобилии не встретишь! Иностранные владельцы нашей пивной индустрии как бы приговаривают вкрадчиво: «Пей, Ваньюшка! Ты еще не спился совсем? Дафай, дафай!»

АРБАТСКОЕ ПОЛУСЛАДКОЕ
Появились разные по жанрам, но весьма достойные сериалы: «Гражданин начальник», «Закон», «Участок», «Штрафбат», «Козленок в молоке»… Среди них долгожданное обращение к классике – «Идиот», который, правда, на мой взгляд, перехвалили. В этой несколько унылой экранизации великолепные исполнители ролей второго плана – Петренко, Ильин, Чурикова – беспощадно затмевают главных. Роман же этот лучше читать, а если хотите смотреть, то рекомендую старый, всего-навсего двухсерийный фильм Ивана Пырьева. По страсти и точности он конгениален Достоевскому. И, ей-Богу, не устарел! Но Пырьева наша либеральная критика ненавидит (как же, «Кубанских казаков» снимал, тоталитарно руководил «Мосфильмом»). А ведь именно при нем СССР и мир потряс великий советский кинематограф с фильмами, которые до сих пор, в отличие от большинства нынешних, не надоедают.
«Бедную Настю», несмотря на представленную плеяду прехорошеньких артисток, я бы запретил к показу. Да, да! А потому что это позорная, унижающая русскую аристократию вампука. Высший свет тогда говорил по-французски или на очень хорошем русском, а не на том московском «суржике», на котором написан сценарий. Много чего было в XIX веке: и предательство, и подлость, и, прости Господи, блуд, но не было такого слова – «переспал»!!! Не могли Николай, императрица, Жуковский, наследник говорить ту пошлейшую, постыдную ерунду, которую наваляла им бригада сценаристов. Несправедливо, на мой взгляд, замолчала пресса показанный летом «Вокзал». Это современная история, но не про уродов, сексуальных маньяков и прочих «сво», а про людей. Про любовь. Которая все-таки бывает в России, и не грязная, не продажная, не извращенная, а обыкновенная: человеческая, из-за которой мужчины совершают героические поступки, а женщины жертвуют благополучием. Отдельной похвалы достойны фильмы, как раньше говорили, военно-патриотической тематики («Честь имею!», «Спецназ»…). Их должно быть больше, и сделаны они должны (и могут) быть лучше. Лучше американских аналогов, которые на российском ТВ настойчиво крутят, непонятно с какой целью (к вступлению в НАТО нас, что ли, готовят?). Стыдно, когда на роли отрицательных русских или сербов соглашаются наши артисты, как Машков в фильме «В тылу врага» про доблестных летчиков США.
Из западных фильмов отмечу один на самом деле выдающийся – «Магнолию» (продюсер и исполнитель одной из центральных ролей – Том Круз). Фильм беспощадный. Между прочим, о телевидении, о шоу-бизнесе, о крушении устоев несокрушимых якобы Штатов. Его бы я рекомендовал ежемесячно смотреть нашим «западенцам», чтобы они потом не размазывали сопли, услышав вопрос: «Ну что, сынку, помогли тебе твои янки?» По поводу «Московской саги» и «Детей Арбата» можно ограничиться кратким выводом: телевизионное начальство не чувствует, что в исторических лентах перестроечная идеология уже «не катит». Несуразиц в обоих сериалах множество, фальшивы исторические фигуры, иногда до смешного, как в сцене дружеской встречи рядового Панкратова с самим маршалом Жуковым. Боюсь, что честного художественного осмысления русской истории ХХ века не будет никогда. Правда – не для нашей политкорректности...
А пока получается «Арбатское полусладкое», которое, ей-ей, не «Хванчкара».

НЕ СМЕШИТЕ МЕНЯ!
Юмора много. На любой вкус. Больше без вкуса. Ветеранов этого дела – Петросяна, Винокура, Измайлова, Задорнова – затмил Максим Галкин. В течение короткого времени юный пародист стал популярнее всех пародируемых им персонажей, вместе взятых. Галкин – это Райкин сегодня. Он всюду, и в «Кривом зеркале», и в «Песне года», и с Пугачевой, и с Басковым, и с Черномырдиным. Пародирует, по выражению Анатолия Трушкина, все, что шевелится.
Очень сильная конкуренция в постоянно возобновляемой и, судя по всему, некоррумпированной студенческой среде не дает заглохнуть «Клубу веселых и находчивых». Конечно, это уже давным-давно не вузовская самодеятельность, здесь трудятся хорошо оплачиваемые профессионалы (минимум аспиранты), но существуют они в протесте по отношению к невероятно разросшемуся коммерческому телеюмору. И выигрывают. Нет-нет да и отчебучат что-нибудь вроде незабываемой шутки про Ксению Общак. К тому же радует, что это – оригинальный отечественный продукт, который, надеюсь, будет жить, пока в России сохранится высшее образование.
«Фитиль». Благодаря Сергею Михалкову и Игорю Угольникову он воскрес на телевидении. Замечательно, что в новом «Фитиле» обильно цитируются сценки из старого, сыгранные выдающимися мастерами комедии Евстигнеевым, Леоновым, Пуговкиным, Раневской, Филипповым… Нынешний артистический цех представлен в основном Угольниковым, но будем надеяться, что он вскоре несколько подустанет и начнет более активно привлекать других комиков, которых, слава Богу, на Руси много. Замечательно также то, что юмор здесь не погребальный (как у Караулова), не идиотский (как в «Аншлаге»), а, не побоюсь этого слова, здоровый, оптимистический.
Сатира – оружие (иногда смертельное), которое страна не имеет права выпускать из своих рук, тем более отдавать на откуп тем, кто ее ненавидит. Уже поглумились достаточно, выплеснули вместе с мутной перестроечной водой множество здоровых младенцев. Когда осмеянию подвергаются не пороки, а нравственные основы жизни, то впору дописывать известный сатирический афоризм Маркса крайне пессимистичным образом: «Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым, а также настоящим и будущим». Традиции высокой сатиры в России – грандиозные: Гоголь, Достоевский, Лесков, Булгаков, Шварц, Шукшин, Вампилов. Сейчас официально признанным главным сатириком является Михаил Жванецкий. Он – «дежурный по стране», так сказать, «смотрящий». Но когда пожилой дяденька отпускает шутки по поводу женской юбки над банкетным столом или, гордясь собой, повторяет «нетленки» типа: «одно неловкое движение, и ты – отец», а этому радостно аплодируют специально подобранные (в том числе совсем юные) гости, то на душе как-то стыдно становится. Нашим «королям смеха» до перечисленных выше великих имен еще пока так же далеко, как Герману Грефу до графа Витте.

ЗВЕЗДЫ БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Фабрика – одна, вторая, пятая. Свежая кровь. Буйство музыкальной плоти. Глаза горят, губы и связки тоже! Все распахнуто. У парней – рубашки, у девиц – юбки (на радость сатирикам). Поют сильно, но все время на кого-то похоже, то на Бритни Спирс, то на Уитни Хьюстон. Рядом Алла, она не устала. А пора бы вроде. Но нельзя, вдруг кто прошмыгнет в звезды без ее ведома. «Интересно, кто займет место Галкина?» – сплетничают папарацци. А Филипп сделал к Новому году народу подарок. Извинился перед журналисткой из Ростова (заочно). Доказал, что он все-таки интеллигент, а не заурядный хам, как все уже было подумали. А то, как его защищали коллеги (Кобзон, Розенбаум), ясно показало, что шоу-бизнес у нас сплоченный и донельзя интеллигентный. На втором канале – свой «звездный макдоналдс» – «Народный артист». Там Лайма. Кстати, что-то я не слышал, чтобы она выступала в защиту русского языка в Латвии, могла бы как-нибудь невзначай возвысить голос, и Паулса подбить на это дело? Нет, она здесь нужнее, наставляет молодежь, учит манерам, европейским стандартам. Желанные гости также «Воплi Вiдоплясова», Сердючка, Меладзе, Сосо Павлиашвили. На своих «розовых» и «оранжевых» тусовках они тоже что-то «москальску мову» не защищали. Классик в таких случаях шутил: «А сало русское едят».

КУЛЬТУР-МУЛЬТУР
В прошлом году Михаил Швыдкой вел аж три передачи. Это рекорд для любого шоумена, не говоря уже о министрах культуры. Юного Мишу не приняли когда-то в театральное училище, но он выждал время и доказал, что и с его актерскими данными можно быть ведущим самых разных программ. Однако возникает вопрос: за что Швыдкого так беспощадно и коварно понизили? Дело, думается, не в том, что он слишком активно лоббировал германские интересы в вопросах реституции. Скорее всего, после вручения ему премии «ТЭФИ» кто-то из журналюг подпустил опасную дезу. О том, что в скором времени всех министров обяжут вести какое-нибудь шоу на ТВ. Устинова – передачу «Момент истины», Зурабова – «Здоровье», Починка – «В гостях у сказки», Шойгу – «Прогноз погоды», Чубайса – «Тушите свет»...
Но «Культурную революцию» Швыдкому оставили, кто ж еще может так неназойливо прививать интеллигентность народу? И вправду, где увидишь столько интеллигентов сразу? Тут и этот, и тот, и опять этот. Узок круг этих революционеров, одни и те же, одни и те же, уже много лет. Нет больше образованных людей.
Ведущий и автор программы «Умники и умницы» Юрий Вяземский, напротив, доказывает, что есть. Это, на мой вкус, редчайший случай действительно полезной передачи на ТВ. Потрясающе продвинутые в истории старшеклассники из разных, в том числе самых дальних уголков России, которые уже сейчас умнее и образованнее, например, меня (боюсь, что и Швыдкого тоже), азартно блещут знаниями. И с совершенно прозрачной целью: учиться в лучших университетах Москвы. Заметьте, не бабки срубить, как в остальных телевикторинах, не угадать мелодию, не вышибить «слабое звено», а получить образование. Еще один пример оригинального национального телевизионного продукта и одна из немногих программ, которую можно рекомендовать детям.

МАТЕРЫЕ ИНТЕЛЛИГЕНТЫ
Лет пять назад их лица украшали урны Москвы. В качестве рекламы одной из радиостанций. Соловьев тогда не был таким худощавым красавцем, как теперь, а Гордон уже был. Когда он сидел и слушал академиков, то, казалось, что он не только курит, но и понимает, о чем те говорят. И это было незабываемое уникальное интеллектуальное шоу. В то время, когда финансирование науки практически полностью прекратилось, приглашение живых, неравнодушных, не сдавшихся ученых-подвижников было телевизионным подвигом. Вспоминались слова Ивана Бездомного: «И среди интеллигентов попадаются умные люди!». Кстати, интересно, почему это слово («интеллигент») приобрело явно негативный оттенок? Когда Льва Гумилева назвали интеллигентом, он обиделся: «Какой я интеллигент? Я всю жизнь работал!» Потом был «Стресс». После одной из первых передач, где Гордон свел двух лесбиянок, умудрившихся официально зарегистрировать брак, и деревенских баб, насмерть поссорившихся из-за натурального козла, стресс случился со мной.
А Соловьев растет. Пьет с министрами. Не какой-нибудь березовый или яблочный, а апельсиновый сок. Стравливает политиков в передаче «К барьеру». Да так ловко. Так извернется и поставит вопрос, а потом оборвет на полуслове и все перевернет, что диву даешься. Интеллигент. Непонятно только, почему приглашенные Соловьевым эксперты (тоже отборные интеллигенты) в своих оценках регулярно не совпадают с телефонным мнением народа? А потому что они умнее его. И интеллигентнее.
Интеллигентными бывают не только мужчины, но и женщины. Наиболее продвинутые из них – в «Школе злословия». Как они недавно «разделали» явно зарвавшуюся балерину Волочкову! Только та начала лепетать что-то возвышенное про творчество, про любовь к Родине и Айвазовскому, они ее сразу интеллигентно обрезали: «Пятки пемзой трете? Матом ругаетесь? В сортир ходите?» Балерина покраснела и ушла в глухую несознанку, а ведущие (одна – графиня, другая – из простых) за спиной балерины сладострастно перетирали ее партийные и культурные пристрастия. И сомнительную красоту. Она ведь, как известно, пользуясь ею, буквально затравила беззащитного директора Большого театра.
Интеллигенты всегда защищают униженных и оскорбленных. А поскольку у нас больше всего унижают олигархов, а оскорбляют реформаторов, то их и защищают от нападок интеллигентные дамы. Кто Чубайса, да еще так по-бабьи бескорыстно, будет отстаивать? Никто. Только они да госдепартамент США, но он далеко, а интеллигентки вот они. В беседе с зампредом Госдумы Любовью Слиской они, правда, про сортир не спрашивали, и про Чубайса тоже. А когда довелось толковать с умеющей дать сдачу Викторией Токаревой, то Дуня (тогда еще не Авдотья) сидела смирно, как мышка, и Толстая вела себя не как отвязанная торговка с Привоза, а как прилежная ученица. И то! Видно, что они жизнь превзошли от и до. Знают, откуда у кого ноги растут, где можно нарваться, а где проскочит. Иначе не наградили бы Толстую премией «Триумф» за исповедальный роман из жизни мышеглотов, и не оттеняла бы она своим могучим, идущим прямиком от Рюриковичей духовным миром детскую непосредственность и недетскую интеллигентность простолюдинки Дуни.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БРАТА
И в заключение о двух фильмах, недавно вышедших на экраны и показанных по телевидению.
«Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского – безусловно, некий ответ «Брату» Балабанова. Здесь тоже возвратившийся с войны спецназовец. Но настолько контуженный, что ему всюду мерещатся «духи», от которых он постоянно спасает отца, делая жизнь его семьи невыносимой. О чем этот фильм? На мой взгляд, о пропасти, которая образовалась между теми, кто гибнет в Чечне, и теми, кто в это время преспокойно тусуется в Москве. Между народом, чувствующим смертельную опасность, и продвинутой интеллигенцией, которая с удовольствием уехала бы из «этой страны», потому что давно на нее наплевала.
И «Возвращение». Этот фильм из разряда русских чудес. Малобюджетный, с тремя неизвестными актерами, без эротических сцен и криминала. История о том, как отец с детьми, которых не видел 12 лет, едет на озеро. Он их жестко «строит». Они бунтуют. Не верят ему, верят только, когда он, спасая одного из них, гибнет. Все. Но почему невозможно оторваться от экрана? Фильм затрагивает то, от чего обычно современный кинематограф презрительно отмахивается, – душу.
Одно страшно, а если бы «Возвращение» тайно в последний момент не вывезли на фестиваль в Венецию и не аплодировал бы ему зал стоя, как Немову на Олимпиаде, полчаса? Показали бы его у нас на ТВ? Но чудо тем не менее совершилось. И фильм показали, выявив по дороге убогость, конъюнктурность и пошлость общего культурного фона.
Итоги. Прошу прощения, что далеко не обо всех телепроектах отозвался. О чем-то говорить противно, о чем-то лучше промолчать, чтобы не спугнуть радующие тенденции. К тому же всего не усмотришь. И не надо. Страна и мир несравненно богаче и щедрее любого телепоказа.
Выводы. Не давайте детям смотреть телевизор. Даже в самой безобидной передаче не исключено внезапное появление Бари Алибасова, Бори Моисеева или Светланы Конеген. У ребенка, не готового к подобным стрессам, может быть травмирована психика. Русский взгляд. Политические сдвиги на телевидении очевидны. Но почти не изменился общий фон телевизионного излучения. Пока он более вреден, чем полезен. Хотя выбрать что-то подходящее для информационной и художественной подпитки можно. Постскриптум. Оставайтесь с нами. С теми, кто смотрит телевизор только по необходимости.
Потому что Время требует не бездумного телепровождения, а осмысленного, эффективного труда на благо семьи и Родины.

Александр Кондрашов

Отечественные фильмы военно-патриотической тематики должны превзойти американские аналоги, которые на российском тв в изобилии крутят, непонятно с какой целью

Юмора на телевидении много – на любой вкус, а больше без вкуса

КВН и программа «умники и умницы» – редкие примеры оригинального национального телевизионного продукта

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]      [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: «Русская цивилизация»

Столкновение миссий
Россия мировая держава просто по факту своего существования


ТЕМА НОМЕРА: КТО МЫ?

Россияне или русские?

Страна, от потрясений уставшая
«Россияне» так и не сложились в полноценную нацию


Бело-сине-красное распутье
Чего хотят от жизни наши сограждане?


Бизнес с точки зрения народа
Большинство граждан РФ путают предпринимателей и олигархов


Требуется обрести смысл
Без национальной консолидации страна потерпит крах


СВОЕ ДЕЛО

МИФОДИЗАЙН
DJ-культура, или Как продать больше тем, у кого уже все есть?
Брэндинг по-русски. Статья шестая


Сверхновый русский бизнес: неожиданные возможности
Состояние общества открывает перед малыми и средними предпринимателями заманчивые перспективы


КАДРЫ
Управление персоналом как технологический процесс
О практической ценности формального определения базовых положений кадровой политики


Детектор гениальности
Психоневролог Эдуард Ложкин запускает бизнес-программу поиска одаренных людей


ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
Трава-мурава как «подрывная инновация»
Российская фармацевтика создает лекарства мирового уровня


ТЕНДЕНЦИИ

ВЗГЛЯД
Стена
Невеселые размышления об экономической политике


МИРОУСТРОЙСТВО
Мессир и его команда
Бесы «оранжевой» революции


Поражение или выигрыш времени?
События на Украине и российские интересы


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Вступим или вляпаемся?
Форсированное втаскивание страны в ВТО чревато непредсказуемыми последствиями


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Рейтинг барона Филиппа
«Инвестиционная полноценность» России: реальность или видимость?


РЫНКИ
Мелких рыбешек поедают – но не всегда
Рекламный рынок: cобытия и тенденции


ГОДОВОЙ ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
В новый год – с максимально сдержанным оптимизмом

ГОДОВОЙ ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
2005: то же, но хуже

ОПЫТ И ТРАДИЦИИ

ЛИЧНОСТИ
Шалый
История жизни Александра Гучкова – человека, желавшего творить Историю


ПОДВИЖНИКИ
Простое русское чудо
Монахи Данилова монастыря создают новую реальность в вымирающей глубинке


ЧЕСТЬ ИМЕЮ
Труды и дни «Консула»
Фонд поддержки спецназовцев набирает силу


ОБРАЗ ЖИЗНИ

ПАЛОМНИЧЕСТВО
Иерусалимский синдром
Сотрудник редакции посетил Святой Город


ЖИВОПИСЬ
Любимая Россия Павла Рыженко
Героическая живопись в Новом Манеже


ТВ
Заточка зрения
Для тех, кто не может не смотреть телевизор


МОДА
Производство желаний
Содержание в поисках формы


Русский вкус
Интервью со знаменитым историком моды


АВТО
Автострахование: хватит на ремонт или нет?

ТЕСТ-ДРАЙВ
Спокойная сила
Тестируем Volkswagen Touareg


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал