ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 - 2 (25) январь 2005

ОБРАЗ ЖИЗНИ /// ЖИВОПИСЬ

Любимая Россия Павла Рыженко

С 21 февраля по 13 марта в Новом Манеже, в Георгиевском переулке в Москве, пройдет персональная выставка исторической живописи одного из самых интересных молодых русских художников

СЕРЫЙ СТУДЕНТ
Павел Рыженко – это настоящее событие в русском мире. Не просто в русской живописи, а именно в русском мире. Потому что его картины – это удивительное по своей силе духовное оружие для тех, кто, как писал Иван Ильин, созерцает «Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани» и принимает «ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни».
34-летний Павел Рыженко – выпускник и с 1998 года преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества, которой руководит профессор Илья Сергеевич Глазунов. Рыженко говорит, что во время учебы в академии, он «из основной массы студентов ничем не выделялся». Между тем сегодня Рыженко считают одним из самых талантливых выпускников академии.
…Мы беседуем с Павлом Рыженко в его мастерской в академии. Рассматриваю уже законченные картины, стоящие по стенам и ждущие своего публичного показа на грядущей выставке в Новом Манеже. Как определить жанр, в котором работает Рыженко? Историческая живопись? Эта характеристика не дает полного представления о его творчестве.
– Я не исторический живописец, хотя внешне моя живопись таковой и является, – говорит Рыженко. – Я хочу показать духовную подоплеку того или иного исторического события. Для меня важно изобразить человека в момент духовного решения. Что для него важнее – дух или плоть? Что он выбирает – подвиг или отступление? Но поскольку для меня важно первое, то я и обращаюсь к таким историческим сюжетам, когда человек делает решительный шаг, бросается без оглядки вперед и, может быть, погибает. Вот, например, монах Пересвет, герой Куликовской битвы. Он погиб. Но он жив для нас, жив его подвиг. Или мученическая смерть Георгия Победоносца за христианскую веру…
В сентябре 2004 года в Центральном доме художника состоялась первая персональная выставка молодого живописца, после которой о Рыженко широко заговорили как о несомненном таланте, замечательном мастере кисти, работы которого наполнены искренней любовью к России. Впрочем, «ничем не приметный серый студент воскрес сам для себя» и привлек к себе особое внимание коллег и учителей еще в 1996-м, когда представил на суд выпускной комиссии свою дипломную работу «Калка» на сюжет, возвращающий нас к трагическому моменту истории России XIII века – разгрому русских дружин ордынскими полчищами.

ОН ПРОСТО РУССКИЙ
С того момента творческая галерея художника пополнилась десятками новых замечательных работ. Герои его картин – русские цари и князья, мученики первых веков христианства. И центральная идея – их жизненный подвиг. Автор, как сам он писал в обращении к посетителям прошлогодней персональной выставки, пытается «ставить вопросы о смысле жизни человека – современного и древнего – и искать на холсте и в себе ответы на них». «Современность в лице большей части средств массовой информации и мишурной антикультуры, – убежден художник, – добивается от нас забвения главных вопросов бытия человека. Посредством различных пестрых шоу, действующих на самые низменные инстинкты и наклонности, «мир» принуждает нас забывать о том, кто мы».
Павел Рыженко напоминает нам, кто мы. Глядя на старую Русь через призму художественных образов живописца (картины «Молитва», «Смутное время», «Царево молчание», «Выбор веры. Святой мученик Георгий Победоносец») и на трагедию убийства царской семьи (триптих «Царская Голгофа»), зритель поражается силе духа, которая исходит от этих полотен. Это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие наше равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающие в нас чувство покаяния и стремление сделать себя лучше.
Павел Рыженко, несомненно, пассионарий. Его картины – выражение его внутреннего мощного духа, горячего и бескомпромиссного стремления «видеть Россию сильной и свободной от греха». Живопись – лишь наиболее подходящее для него средство личной жертвенности, самоотдачи.
– Если бы я не умел писать картины, я писал бы рассказы, – без всякой патетики рассуждает Павел. – Не умел бы писать рассказы, делал бы еще что-нибудь такое, что помогает мне и ближнему возродиться духовно и превратиться из «эсэнговца», люмпена, электората в русского человека и, значит, в православного христианина. Я никакой не художник. Я просто люблю Россию.
Да, он очень русский. И очень чуткий, болезненно чувствительный к чужой боли. Страдающий от чужой духовной слепоты и видящий подвиг там, где его немногие увидят. – Смотрите, сколько героев в России! – воодушевляется Рыженко, и глаза его горят каким-то пламенным восторгом. – Подвиг десантников в Чечне! А мать, у которой восемь детей, разве она не героиня? Алкоголик, который бросает пить и идет в храм. Проститутка, которая кается, изменяет свою жизнь и становится прекрасной женой. Бандит, убийца, который раскаивается, приходит в храм и рыдает перед иконой. Все эти примеры я знаю лично. Вот такими шагами, которые благословлены Богом, мы можем выйти из тупика, в котором пребываем. И будем пребывать в нем долго, до тех пор, пока будет у нас политика. А политики у нас никакой быть не должно. У нас должно быть Евангелие. Политика, как придуманный лукавыми умами некий свод правил общественной жизни, как средство управления и подавления, всегда, еще со времен Древнего Рима, была там, на Западе. А у нас, в России, никакой политики не было. Были заповеди, вот и вся политика.

ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ
Готовится уже вторая персональная выставка Павла Рыженко. Ее название – «Любимая Россия». Всего будет представлено более 50 картин. Но главное место займут 12 новых монументальных полотен. Это картины о Куликовской битве («Поединок Пересвета с Челубеем», «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву», «Ослябя», «Утро перед битвой. Пересвет»), а также «Братия», «Тайна Царева. Федор Иоаннович», «Малюта Скуратов. Царский указ», «Ветеран», «Семнадцатый год», «Веночек», «Муравейник», «Удар колокола». Новые картины продолжают идею прошлогодней выставки и вновь обозначают главную тему в творчестве художника: путь России к Богу, Христу Спасителю, пролегающий через разные эпохи и исторические события – от монголо-татарского ига, Смутного времени до гражданской братоубийственной войны начала XX века.
– Моя роль, – говорит Рыженко, – раскрыть духовный подвиг русского народа, поднять эту тему на щит, чтобы русские люди воспрянули духом, чтобы избавить нынешних сынов Отечества от уныния. Моя задача – раскрыть духовную составляющую подвига, показать, как человек зреет и становится готовым к подвигу. Поэтому для меня важна серия картин, посвященная Куликовской битве. В них я показываю, как русский человек дозревает до победы над внешним врагом. Но до этого он одерживает победу над внутренним врагом – над своими страстями. Русский человек идет на Куликовскую битву не просто за Русь – некую территорию, покрытую полями и лесами. Он идет за веру Христову. Вот что я пытаюсь изобразить. Поэтому в центре экспозиции – преподобный Сергий Радонежский. Посмотрите на его взгляд. Он знает, что эти люди погибнут, но он знает дух этих людей и потому уверен, что они победят.
Рыженко проводит параллели с сегодняшним днем и убежден, что подвиг русских на Куликовом поле созвучен подвигу псковских десантников в Чечне, подвигу солдата Евгения Родионова, который отказался снять с себя нательный крест и был за это зверски убит чеченскими бандитами.
– Так и сейчас, как тогда, на поле Куликовом, нам надо отстоять свою Родину, даже если и придется погибнуть, – говорит Рыженко. – И нам надо откинуть химеру либерализма и других «измов» и, как прежде, встать за веру Христову, за Отечество и, если Бог даст, за царя. Россия пресытилась ложью, грязью. А я показываю чистых людей, которые погибали не за бизнес. Богатырь Пересвет погибает за веру Православную, а потому и за Родину.
– Я хочу напомнить своими картинами, – продолжает Рыженко, – насколько прекрасна Россия. Как писали о ней сочинители русских былин, страна наша «вельми преукрашена лесами, полями, озерами», и дикие звери водятся в ее лесах, а в водах рек много ценной рыбы. И никуда это не делось. И нечего нам унывать и опускать руки. Мы хозяева на своей земле. И мы должны взять, что нам принадлежит, не стесняясь, не волнуясь, никого не обижая и не оскорбляя, взять то, что нам Богом дано. Но взять мы сможем, если мы снова станем христианским народом. Только тогда, после духовного возрождения, мы получим как следствие и материальное благополучие.
Рыженко трудно обвинить в презрении к другим народам. Он последовательно обращается к русской истории и там находит примеры того, как в России решался межконфессиональный и межнациональный вопросы.
– После взятия Казани Иваном Грозным татары и другие нехристианские народы были вернейшими слугами русскому царю, и все мы были братьями, – говорит Рыженко. – Генерал Краснов пишет в своих мемуарах о подвиге мусульманина в Первую мировую войну, когда тот привязал себя к пулемету и погиб. Мусульманин не отступил тогда, когда даже казаки побежали. Сейчас кто-то пытается стравить в России мусульман и православных. Ничего у них не выйдет. Мы – один народ. У нас разная вера, но у нас одна Родина, за которую, мы, христиане и мусульмане, если надо, умрем.
Перед тем как попрощаться, спрашиваю, чего Павел ждет от предстоящей выставки. – Прежде всего я хотел бы, чтобы на нее помимо верующих людей пришло как можно больше людей неверующих и чтобы неверующие ушли с выставки верующими, а верующие – укрепленными в вере. Я хочу получить подтверждение того, что я делаю дело, угодное Богу и нужное людям. Хочу, чтобы моим родителям, моей жене, ребенку и моему духовному отцу не было стыдно за меня.
Позволю себе выразить уверенность, что стыдно не будет никому. Скажу больше: если в России живут и работают такие художники, как Павел Рыженко, то нам не страшно многое из того, что нас окружает. Когда мы прощались на пороге мастерской, Рыженко сказал: «Россия в извечной борьбе добра и зла уже фактически победила. Эту победу надо только зафиксировать…»

Игорь Пшеничников

Цель художника – раскрыть духовный подвиг русского народа, чтобы избавить нынешних сынов отечества от уныния

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]      [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: «Русская цивилизация»

Столкновение миссий
Россия мировая держава просто по факту своего существования


ТЕМА НОМЕРА: КТО МЫ?

Россияне или русские?

Страна, от потрясений уставшая
«Россияне» так и не сложились в полноценную нацию


Бело-сине-красное распутье
Чего хотят от жизни наши сограждане?


Бизнес с точки зрения народа
Большинство граждан РФ путают предпринимателей и олигархов


Требуется обрести смысл
Без национальной консолидации страна потерпит крах


СВОЕ ДЕЛО

МИФОДИЗАЙН
DJ-культура, или Как продать больше тем, у кого уже все есть?
Брэндинг по-русски. Статья шестая


Сверхновый русский бизнес: неожиданные возможности
Состояние общества открывает перед малыми и средними предпринимателями заманчивые перспективы


КАДРЫ
Управление персоналом как технологический процесс
О практической ценности формального определения базовых положений кадровой политики


Детектор гениальности
Психоневролог Эдуард Ложкин запускает бизнес-программу поиска одаренных людей


ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
Трава-мурава как «подрывная инновация»
Российская фармацевтика создает лекарства мирового уровня


ТЕНДЕНЦИИ

ВЗГЛЯД
Стена
Невеселые размышления об экономической политике


МИРОУСТРОЙСТВО
Мессир и его команда
Бесы «оранжевой» революции


Поражение или выигрыш времени?
События на Украине и российские интересы


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Вступим или вляпаемся?
Форсированное втаскивание страны в ВТО чревато непредсказуемыми последствиями


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Рейтинг барона Филиппа
«Инвестиционная полноценность» России: реальность или видимость?


РЫНКИ
Мелких рыбешек поедают – но не всегда
Рекламный рынок: cобытия и тенденции


ГОДОВОЙ ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
В новый год – с максимально сдержанным оптимизмом

ГОДОВОЙ ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
2005: то же, но хуже

ОПЫТ И ТРАДИЦИИ

ЛИЧНОСТИ
Шалый
История жизни Александра Гучкова – человека, желавшего творить Историю


ПОДВИЖНИКИ
Простое русское чудо
Монахи Данилова монастыря создают новую реальность в вымирающей глубинке


ЧЕСТЬ ИМЕЮ
Труды и дни «Консула»
Фонд поддержки спецназовцев набирает силу


ОБРАЗ ЖИЗНИ

ПАЛОМНИЧЕСТВО
Иерусалимский синдром
Сотрудник редакции посетил Святой Город


ЖИВОПИСЬ
Любимая Россия Павла Рыженко
Героическая живопись в Новом Манеже


ТВ
Заточка зрения
Для тех, кто не может не смотреть телевизор


МОДА
Производство желаний
Содержание в поисках формы


Русский вкус
Интервью со знаменитым историком моды


АВТО
Автострахование: хватит на ремонт или нет?

ТЕСТ-ДРАЙВ
Спокойная сила
Тестируем Volkswagen Touareg


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал