ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 - 2 (25) январь 2005

ОПЫТ И ТРАДИЦИИ /// ПОДВИЖНИКИ

Простое русское чудо

Монахи Данилова монастыря создают новую реальность в вымирающей глубинке

Осенью 1992 года у кромки поля на окраине деревни Кривель Сапожковского района Рязанской области стояли два монаха и о чем-то тихо беседовали. То были наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий и ныне покойный монастырский эконом архидиакон Роман.
Сюда, за триста верст от Москвы, их привели размышления о том, что «первый на Москве» монастырь должен завести собственные сельские угодья, которые и обитель бы кормили, и давали доход для финансирования ее многосторонней деятельности.
Их разговор вдруг прервали две пожилые женщины, проходившие мимо. «Слух идет, вы тут монастырь будете строить», – сказала одна из них. Москвичи недоуменно переглянулись: «Да нет, мы здесь совсем по другим делам».
Тогда монахи еще не знали, что уже в 1993-м у деревни Кривель им предстоит основать скит преподобного Сергия Радонежского. И еще взвалить на себя заботы по возрождению умирающей деревни…

У ПОДНОЖИЯ ЛЕСТНИЦЫ, ВЕДУЩЕЙ НА НЕБО
Неподалеку от районного центра – поселка Сапожок, что рядом с Кривелем, – до конца 70-х жила старица Екатерина Михайловна Хлуденёва. Она была монахиней в миру. Поговаривали, будто имела она какое-то отношение к царскому двору. Благочестивая жизнь Екатерины Михайловны обращала на себя внимание. Она стала неким духовным центром округи, где все церкви стояли разрушенными и духовенства было мало. Многие верующие люди приходили к ней за советом. Сегодня Рязанская епархия РПЦ готовит документы для канонизации Екатерины Михайловны. В Рязанской области старица считается местночтимой святой.
Незадолго до своей смерти в 1978 году Екатерина Михайловна сказала кому-то: «Все церкви скоро восстановят, а здесь даже монастырь будет». Это весьма странно звучало в конце 70-х. Но пророчество ее сбылось.
Как рассказывает наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий, эта удивительная история с пророчеством и стала причиной того, что первоначальные планы просто организовать прибыльное сельскохозяйственное производство на Рязанщине трансформировались в проект создания скита, который, с одной стороны, взял бы на себя дело возрождения духовной жизни в рязанской глубинке, а с другой – стал бы хозяйственным форпостом Данилова монастыря.
Дело оставалось за малым – выбрать место. И выбору помогла еще одна удивительная история. Рядом с деревней Кривель поднимается огромный живописный холм, поросший густым лесом. На вершине его – великолепный луг в несколько гектаров. Будто лысина на гигантской голове. Лет двадцать назад четверо верующих людей видели в сумерках на этом холме чудесное знамение: блистающая лестница, со светильниками по краям, спускалась с неба на землю, и кто-то восходил и нисходил по ней. И длилось это чудесное явление добрых полчаса. Как раз на том месте, куда, по свидетельству очевидцев, спускалась небесная лестница, и решили построить деревянный скитский храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
…От Кривеля до скита добираешься небыстро. И не из-за бездорожья – асфальтовую трассу помогла проложить местная администрация, – а потому, что то и дело останавливаешься, чтобы полюбоваться красотой здешних мест. Быстрая и глубокая речка Пара петляет по лугам у подножия лесистого холма. За спиной – деревня Кривель. Тихая, будто уснувшая. А вот и мостик через речку, ведущий к скиту. Глушим мотор. Слушаем пение ветра и течение спокойных вод. Кажется, время замедляет ход…
Затем дорога идет в гору, и вскоре перед путником открывается идиллическая картина – церковь, построенная в старом русском стиле, на фоне бескрайних далей русской равнины. Как с картинки из книжки русских народных сказок. С холма открывается завораживающий вид на десятки километров – поля, перелески и река, неровно разрезающая этот пейзаж почти до горизонта...

НЕ ЖИЗНЬ, А МЕД?..
Сегодня скит – это храм, два братских корпуса, в которых живут одиннадцать монахов и послушников, и дом наместника. Все строилось на средства жертвователей. По просьбе монахов «Газпром» провел сюда газ, и теперь им не приходится топить зимой дровами. Заодно газ пришел и в деревню. Так что, если бы не монахи с их петицией в «Газпром», кривельцы еще долго не знали бы прелестей газификации.
А вот и главная хозяйственная достопримечательность скита, первый источник дохода Данилова монастыря на Рязанской земле, – пасека в триста пчелиных семей, которую планируется еще расширить. За год скит собирает до восьми тонн меда, причем почти весь медовый сбор продается. Скит входит в Союз пчеловодов России и старается высоко держать марку своего продукта, которая уже добилась известности в стране. Скит участвует во всех медовых ярмарках – а они и в столице становятся популярными. Пасека освящена, и Бог не оставляет скит и весь Данилов монастырь без меда. Но и сами насельники не плошают. Дело здесь поставлено на серьезную основу. Заправляет им мастер-пчеловод 1-го класса Владимир Алексеевич Матвеев. «Очень рекомендую наш медок, – говорит он. – Мы не используем никакой подкормки для пчел. Наш мед – самый что ни на есть натуральный». (Кстати, посетители Данилова монастыря в Москве могут отведать его: на территории обители постоянно работает «фирменная» медовая лавка, в которой продается с десяток видов различного меда, собранного на пасеке в скиту.) Сегодня мимо скита не проезжает ни одна делегация, посещающая Сапожковский район. Тянутся сюда и паломники – благо на шоссе стоит указатель. Скитоначальник иеромонах Феодосий поведал нам, что в конце 2004 года скит посетил губернатор Рязанской области Георгий Шпак.
Пока паломники проводят в скиту день, не больше. Гостей, к сожалению, принимать негде. Нет гостиницы. Но Данилов монастырь планирует построить здесь небольшую, всего на несколько келий, гостиницу для паломников. Первый же ее этаж будет служить трапезной для братии. Нынешняя-то весьма скромна, да и делали ее как времянку. Но пока денег на гостиницу нет. И монастырь ждет тех, кто мог бы пожертвовать средства на это строительство.
Архимандрит Алексий говорит, что любой паломник (конечно, мужчина – женщинам в мужском монастыре ночевать не разрешат) мог бы остановиться в скитской гостинице на несколько дней, стряхнуть с себя мирскую суету, привести в порядок свое духовное состояние.
Мирским людям, приезжающим в скит преподобного Сергия Радонежского на пару-тройку дней, может показаться, что жизнь здесь как мед – паломников хорошо принимают, кормят и поят, показывают все, что те хотят, да еще пытаются предугадать их желания в стремлении исполнить закон гостеприимства. Однако не следует путать свои ощущения гостя с повседневной монашеской жизнью. Жизнь в скиту для его насельников – совсем не мед, а подвиг. Монахи оставили мир и отказались от всего мирского ради любви к Богу. Их главная работа – молитва за нас, мирян. Это люди, ежедневно совершающие подвиг самопожертвования, чтобы мы увидели Свет.
Но помимо этого невидимого подвига монахи совершают и видимое подвижничество – они еще и запустевшую русскую землю новой жизнью наполняют.

ВОСКРЕШЕНИЕ МОЖАР
Примерно в тридцати километрах от скита, в селе Можары, есть колхоз имени Мичурина. К 2002 году от некогда крепкого хозяйства буквально рожки да ножки остались. Ордой Мамая прошлись по нему лихие реформы – как и по тысячам других колхозов в стране. Здесь не платили зарплату несколько лет. Все хозяйство стало безнадежно убыточным. Зерноуборочная и прочая техника давно вышла из строя. Половина коровников разрушилась, а на те коровники, в которых осталось около 200 коров, без содрогания не взглянешь. О сумме налоговых долгов страшно было даже подумать. Тогда предложил Данилов монастырь колхозу: передайте нам все земли в управление – будем поднимать хозяйство.
– Данилов монастырь был последней надеждой на спасение колхоза, – рассказывает глава администрации Сараевского района Петр Петрович Забалуев. – 26 ноября 2002 года вместе с архимандритом Алексием и другими монахами я сам пришел на собрание колхозников, чтобы убедить их, что предложение монастыря надо принимать. Но убеждать не пришлось. Из примерно двух сотен собравшихся только один выступил против.
Монастырь создал ООО «Можары», в которое колхоз вошел со всем своим имуществом как соучредитель. Главное же в этом имуществе, конечно, не сломанная техника и не разрушенные коровники, а 3800 гектаров пахотных земель, которые, если по-хозяйски их использовать, и прибыль приносить смогут, и деревню из небытия поднимут, и монастырь прокормят. Директором «Можар» назначили эконома Данилова монастыря – иеромонаха Иннокентия. Можно сказать, подъем деревни стал еще одним его монашеским послушанием. Конечно, у него есть профессиональные помощники. Например, Наталья Борисовна Егорова, человек с двумя высшими образованиями. Она и аудитор, и экономист, и бухгалтер в одном лице. Кроме того, «полпредами» Данилова монастыря в Можарах стали два послушника – Валентин и Иоанн.
Как возродить деревню? Монахи Данилова монастыря считают, что прежде всего людям надо вернуть веру в Бога, помочь избавиться от пороков, особенно от пьянства. А еще дать им надежду на то, что в деревне можно работать и жить достойно, с достатком. В Можарах в 2003 году местную среднюю школу окончили двенадцать юношей и девушек – и все они покинули село. Вымирает древняя Рязанщина. В среднем по области количество умерших в 3,2 раза превышает количество новорожденных.
– С приходом в Можары Данилова монастыря в деревне заметно улучшился моральный климат, – рассказывает П.П. Забалуев. – Здесь стали меньше пить. Люди увидели, что жизнь можно изменить…
Из собственных средств монастырь обеспечил колхозникам зарплату. На деньги благодетелей монастырь приобрел новую технику: два российских комбайна «Дон», два немецких комбайна «Класс», три трактора «Беларусь», два трактора К-700. Купили и новые сеялки, бороны. И вот ООО «Можары» собрало уже два урожая озимой пшеницы и ячменя. Здесь неплохие урожаи, в среднем – тридцать центнеров с гектара, а кое-где – и все сорок. Однако пока хозяйство остается убыточным. И как из убытков вылезти, когда только за последний год цены на топливо выросли в полтора раза, а закупочные цены на зерно понизились?!
Поскольку правительство ничем не помогает, приходится самим себя спасать. И Данилов монастырь руки не опускает. Раз продажа зерна почти всегда убыточна, решили наладить в Можарах производство муки. Ведь цена на нее в разы превышает цену на сырьевое зерно. И вот уже завершены переговоры с датчанами о поставке современной мельницы – спасибо тем, кто пожертвовал на это свои деньги. А монастырь уже позаботился о подготовке специалиста-мукомола для работы на новом оборудовании. Как надеются экономисты Можар, с пуском мельницы не придется больше ходить на поклон к зерноторговцам, хозяйство впервые за многие годы должно стать прибыльным. И уже идет разговор о том, чтобы создать в Можарах производство замкнутого цикла. Например, построить фабрику макаронных изделий. А на них цена еще выше, чем на муку… «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» Эти слова одной из героинь нашумевшего когда-то фильма «Покаяние» вспоминаются, когда смотришь на то, что происходит в Можарах. Зачем нужно строить мельницу в колхозе и закупать новую технику, если здесь нет храма? Поэтому Данилов монастырь планирует возвести на пожертвования добрых христиан в самом центре Можар церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». И Данилов монастырь призывает всех, кто как может, помочь в ее строительстве.

С МОЛИТВОЙ К БОГУ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕУДАЧИ
Мы поведали лишь малую часть из того, что делают монахи Данилова монастыря в Рязанской области. Отдельного рассказа заслуживает еще многое. Например, история восстановления храма Архангела Михаила в селе Михеи, что неподалеку от скита. Главная святыня этого храма – прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского. Теперь это – чудотворная икона, славная многими чудесными исцелениями. При храме есть подворье Данилова монастыря, которое живет и развивается благодаря усилиям… иеромонаха Михея.
– Когда встал вопрос, кого назначить на послушание восстанавливать разрушенную церковь, у нас не было сомнения по поводу самой подходящей кандидатуры – отца Михея, – улыбается архимандрит Алексий. – Обычно населенные пункты называют именами хороших людей после их смерти. А в этом случае – наоборот. Монах Михей еще и пострижен не был с таким именем, а село с таким названием уже стояло здесь с незапамятных времен…
Отец Михей не только несет послушание приходского священника и начальника подворья. Он организовал для местных мальчишек секцию борьбы самбо. Кстати, секция спортивной борьбы работает и в школе в Можарах, ее ведет послушник Валентин, в прошлом инструктор по рукопашному бою. Он же преподает Закон Божий в местной воскресной школе.
Примечательный факт: осенью 2004 года в Можарах прошло очередное собрание колхозников, и по его окончании состоялся молебен. После собрания никто не ушел – все люди остались и молились вместе с монахами...
Вот так в рязанскую глубинку с возвращением духовности возвращается и нормальная жизнь. Появляется надежда. И эта благородная деятельность Данилова монастыря может послужить примером для тысяч разоренных и умирающих колхозов по всей России. И, конечно, примером для других монастырей. Почему бы и им не «взять под крылышко» умирающие деревни, чтобы вдохнуть в них новую жизнь?
Опыт Данилова монастыря в Рязанской области красноречиво показывает, что экономическое и социальное возрождение русского села может идти только через духовное возрождение. Это – единственный выход, особенно тогда, когда правительство бросает село на произвол судьбы. Трудно это? Конечно. Но надо просто начать. Так, как начинали монахи Данилова монастыря. И – дорогу осилит идущий…
А люди верующие и монахи совсем не удивляются постепенному возвращению жизни в рязанскую глубинку. Когда что-то делается с молитвой к Богу, не может быть неудачи. Не случайно же царь Давид в Книге Псалмов говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его, если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126).
Мертвые деревни и села воскресают. Такое вот простое русское чудо.

Игорь Пшеничников

Главная хозяйственная достопримечательность скита, первый источник дохода Данилова монастыря на рязанской земле – пасека в триста пчелиных семей

Опыт Данилова монастыря в рязанской области красноречиво показывает, что экономическое и социальное возрождение русского села может идти только через возрождение духовное

Для желающих оказать помощь сообщаем банковские реквизиты Данилова монастыря:
Данилов ставропигиальный мужской монастырь,
ИНН 7726190410, КПП 772601001
Р/сч 40703810100090000025
В ОАО «Банк Москвы» г. Москва
К/сч 30101810500000000219
БИК 044525219, ОКПО 17906512, ОКОНХ 98700
На строительство церкви в Можарах, на развитие скита преподобного Сергия Радонежского и на ремонтные работы в храме Архангела Михаила в Михеях.

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]      [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: «Русская цивилизация»

Столкновение миссий
Россия мировая держава просто по факту своего существования


ТЕМА НОМЕРА: КТО МЫ?

Россияне или русские?

Страна, от потрясений уставшая
«Россияне» так и не сложились в полноценную нацию


Бело-сине-красное распутье
Чего хотят от жизни наши сограждане?


Бизнес с точки зрения народа
Большинство граждан РФ путают предпринимателей и олигархов


Требуется обрести смысл
Без национальной консолидации страна потерпит крах


СВОЕ ДЕЛО

МИФОДИЗАЙН
DJ-культура, или Как продать больше тем, у кого уже все есть?
Брэндинг по-русски. Статья шестая


Сверхновый русский бизнес: неожиданные возможности
Состояние общества открывает перед малыми и средними предпринимателями заманчивые перспективы


КАДРЫ
Управление персоналом как технологический процесс
О практической ценности формального определения базовых положений кадровой политики


Детектор гениальности
Психоневролог Эдуард Ложкин запускает бизнес-программу поиска одаренных людей


ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
Трава-мурава как «подрывная инновация»
Российская фармацевтика создает лекарства мирового уровня


ТЕНДЕНЦИИ

ВЗГЛЯД
Стена
Невеселые размышления об экономической политике


МИРОУСТРОЙСТВО
Мессир и его команда
Бесы «оранжевой» революции


Поражение или выигрыш времени?
События на Украине и российские интересы


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Вступим или вляпаемся?
Форсированное втаскивание страны в ВТО чревато непредсказуемыми последствиями


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Рейтинг барона Филиппа
«Инвестиционная полноценность» России: реальность или видимость?


РЫНКИ
Мелких рыбешек поедают – но не всегда
Рекламный рынок: cобытия и тенденции


ГОДОВОЙ ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
В новый год – с максимально сдержанным оптимизмом

ГОДОВОЙ ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
2005: то же, но хуже

ОПЫТ И ТРАДИЦИИ

ЛИЧНОСТИ
Шалый
История жизни Александра Гучкова – человека, желавшего творить Историю


ПОДВИЖНИКИ
Простое русское чудо
Монахи Данилова монастыря создают новую реальность в вымирающей глубинке


ЧЕСТЬ ИМЕЮ
Труды и дни «Консула»
Фонд поддержки спецназовцев набирает силу


ОБРАЗ ЖИЗНИ

ПАЛОМНИЧЕСТВО
Иерусалимский синдром
Сотрудник редакции посетил Святой Город


ЖИВОПИСЬ
Любимая Россия Павла Рыженко
Героическая живопись в Новом Манеже


ТВ
Заточка зрения
Для тех, кто не может не смотреть телевизор


МОДА
Производство желаний
Содержание в поисках формы


Русский вкус
Интервью со знаменитым историком моды


АВТО
Автострахование: хватит на ремонт или нет?

ТЕСТ-ДРАЙВ
Спокойная сила
Тестируем Volkswagen Touareg


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал