ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 - 2 (25) январь 2005

ТЕНДЕНЦИИ /// НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Вступим или вляпаемся?

Форсированное втаскивание страны во Всемирную торговую организацию чревато непредсказуемыми последствиями

В декабре будущего года Россия вступит во Всемирную торговую организацию. Об этом, как о почти свершившемся факте, в начале декабря минувшего года заявил глава Минэкономразвития Герман Греф. Однако до сих пор условия, на которых РФ станет полноправным членом ВТО, остаются тайной за семью печатями.
Но слишком многое говорит о том, что вступление РФ в ВТО станет настоящим потрясением для остатков российской экономики. День, когда это свершится, станет «черным» для отечественного предпринимательства, не связанного с нефтегазовой «трубой» и металлургией

СТРАННАЯ ДИПЛОМАТИЯ
По правилам игры каждое государство, претендующее на членство в ВТО, должно получить согласие каждой из 148 стран – участниц этой организации. И вот сбор подписей стал чуть ли не главным приоритетом во внешней политике России.
Уже завершены переговоры с Евросоюзом, на которых нашим представителям пришлось столкнуться с настоящим экономическим шантажом. Камнем преткновения стала либерализация газовой отрасли. Отстоять свою позицию России удалось лишь в обмен на согласие подписать регламентирующий выбросы парниковых газов Киотский протокол, недавно ратифицированный Госдумой. Для того чтобы заручиться поддержкой Китая, понадобилось договориться о льготных ценах на поставки энергоносителей в Поднебесную. Заодно и острова на Амуре отдали.
Как о величайших достижениях было объявлено, что на вступление России в ВТО дали согласие Таиланд, Индия и Новая Зеландия. А вот недавний двухдневный визит в Египет премьер-министра Михаила Фрадкова, на который российские переговорщики возлагали огромные надежды, результатов не дал. Египтяне выставили неприемлемые условия, предложив Фрадкову снизить импортные пошлины на ввоз цитрусовых до 10%. Единственное, чего добилась российская делегация в Каире, – так это милостивое признание рыночного статуса нашей экономики. О том, что не удалось подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, которое предусматривает строительство в Египте атомной электростанции, особо не сообщалось. Не исключено, что получить согласие Египта на вступление в ВТО удастся в начале 2005 года, когда в Москву приедет министр торговли и промышленности этой страны.
Каждая страна вступает в организацию на сугубо индивидуальных условиях. Например, Китай, по политическим соображениям вступивший в ВТО буквально одновременно с Тайванем, на 15 лет лишился права обращаться в Высший арбитражный суд ВТО. Сколько бы подписей ни собрала Россия, главные переговоры – с США – еще впереди. Однако, судя по оптимизму г-на Грефа, все уже давно согласовано.
По логике вещей, Москве необходимо максимально затягивать переговоры, выторговывая себе как можно больше преференций на международном «базаре». Однако это здравое предложение, не раз высказанное ведущими отечественными экономистами, идет вразрез с позицией правительства, всеми силами форсирующего присоединение России к ВТО. Чего же ради правительственные чиновники так спешат?

РАСЧЕТЫ И ПРОСЧЕТЫ
В 2004 году в Москве был переиздан объемистый доклад Национального инвестиционного совета и Российской академии наук «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО», впервые прозвучавший еще два года назад на бизнес-саммите во французском Эвиане. Использовав безупречную математическую модель RIM, авторы доказали, что, вступив в ВТО, Россия ничего не потеряет, никаких фатальных для экономики последствий ждать не приходится. Максимальные потери могут составить лишь 1% ВВП. Наоборот, страна окажется в выигрыше, получив право отстаивать свои интересы в арбитраже ВТО. Резко снизится ущерб от антидемпинговых мер, на момент подготовки доклада оценивавшийся в 3,5 миллиарда долларов, а сейчас составляющий 2,5 миллиарда.
Однако, как показывает практика, вступление в ВТО отнюдь не влечет за собой автоматическую отмену торговых санкций. Важнейший тезис всей политики ВТО – выгоды от свободной торговли перевешивают издержки – вряд ли будет использован на благо отечественной экономике.
Есть и другие, куда менее оптимистические расчеты. По данным одного из исследований, проведенного специалистами Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, Россия рискует потерять до 20–25% своего ВВП, который президент требует удвоить. Смогут ли российские переговорщики, еще весной 2002 года сумевшие убедить отечественных предпринимателей в неизбежности присоединения страны к ВТО, выторговать максимально благоприятные для нашей экономики условия?
Вступая в ВТО, Россия в полном соответствии с советами многочисленных зарубежных «экономистов» выбирает сырьевую модель развития. В выигрыше оказываются экспортеры нефти и газа, леса, куда успешнее смогут сбывать свою продукцию на мировом рынке металлургические комбинаты. Впрочем, их будущее радужным также не назовешь. По мнению директора Института проблем нефти и газа РАН академика Анатолия Дмитриевского, западные компании, стоит стране вступить в ВТО, развяжут настоящую патентную войну. Правила требуют, чтобы все предприятия стран-участниц использовали лишь свои запатентованные технологии либо платили держателям патента. И много у нас таких производств? Как показывает опыт, патентные тяжбы в рамках ВТО – бизнес весьма прибыльный, и зарубежные фирмы вряд ли от него откажутся ради создания для России каких-то «особых» условий.
Многие отрасли окажутся неконкурентоспособными и могут просто не пережить открытия внутреннего рынка для зарубежных компаний. Например, перестанет существовать отечественная обувная промышленность – таков неутешительный прогноз самих обувщиков.
Сильнейший удар будет нанесен по малому предпринимательству, особенно по предприятиям, связанным с аграрным сектором. Если даже сейчас государственная поддержка малого бизнеса, несмотря на громкие заявления политиков разного уровня, практически сведена к нулю, то вряд ли стоит ожидать от правительства, что после вступления страны в ВТО, оно грудью встанет на защиту этого сектора экономики. Последствия такого наплевательского отношения предсказать нетрудно. На региональные рынки, и так забитые импортным товаром, обрушится настоящий «девятый вал» дешевой продукции из-за рубежа. Большинство отечественных малых предприятий вряд ли сможет выстоять в этом противостоянии. Заинтересованность иностранных поставщиков вполне понятна, – им надо успеть реализовать на региональных рынках как можно больше своей продукции, пока основная масса покупателей еще не лишилась работы и может позволить себе приобретать промышленные товары. А потом – хоть трава не расти.
России придется унифицировать железнодорожные тарифы, а значит, значительной доли грузопотока лишатся морские порты: экспортно-импортные перевозки пойдут через гавани стран Балтии и Украины. Пострадают и автоперевозчики, которым пока удается выдерживать конкуренцию с зарубежными фирмами.
Не исключено, что после прихода иностранных страховых компаний на российский рынок, уже через 3–5 лет они займут доминирующее положение в интенсивно развивающемся сегменте страхования физических лиц. Не лучше перспективы и у банков. И немудрено: ведь даже восточноевропейские банки, например, гораздо сильнее российских – что уж там говорить о западных.
Предопределена и экспансия в Россию крупных зарубежных торговых сетей и разорение отечественных владельцев рынков, магазинов и супермаркетов.
В итоге чужой капитал овладеет финансовыми потоками страны, высасывая из нее десятки миллиардов долларов и евро в год. А сама Россия, безусловно, люмпенизируется, класс малых и средних предпринимателей подвергнется «раскулачиванию».

МЕЧТЫ БЕЗДЕЛЬНИКОВ
Почему же правительство все же вталкивает страну в ВТО? Сдается нам, что это шаг из разряда «прорывных» решений вроде либерализации цен за одну ночь или ваучера. Российский либеральный чиновник-реформатор со времен Гайдара–Чубайса отличается одной страстью: придумать какое-то простое решение, которое одним махом снимет все проблемы. Либерал-реформатор, будучи некомпетентным лентяем, очень не любит кропотливой работы день за днем. Ему подавай волшебную палочку: взмахнул – и можешь бездельничать в своем чиновном кресле, лишь «пиля» бюджетные деньги. Так, одним из главных аргументов для вступления России в ВТО стал тезис о том, что, конкурируя на внутреннем рынке с зарубежными фирмами и транснациональными корпорациями, отечественные предприниматели всерьез займутся модернизацией производства, обратят внимание на новейшие разработки ученых и конструкторов. Самолеты в одночасье станут тише, автомобили – комфортабельнее, экономичнее, надежнее и экологически чище, а целлюлозно-бумажные комбинаты, ныне отправляющие на экспорт 60–80% своей продукции, останутся конкурентоспособными. Да, но дешевый лес в России давно закончился! А со вступлением в ВТО закончится и дешевый газ по 30 долларов за тысячу кубометров.
Надежд на коренную модернизацию отечественного производства мало. Есть передовые технологии, прекрасные научные разработки, обеспечивающие державе подлинный прорыв в век инновационной экономики. Но не хватает политического решения и денег. Ведь сверхприбыли от продажи энергоносителей правительство успешно вкладывает в зарубежные ценные бумаги, утверждая, что использовать средства Стабилизационного фонда на внутреннем рынке невозможно.
Нам до сих пор не могут сказать, какие отрасли русской экономики станут приоритетными. Например, на Западе локомотивом развития служит авиастроение. Вложи средства Стабилизационного фонда РФ в отечественную аэрокосмическую промышленность (отрасль, которая традиционно «тянет» за собой все другие, обеспечивая страну не только великолепным оружием, но и прекрасными гражданскими лайнерами) – и Россия сможет поставлять новейшие «Илы» и «Ту» в разные страны мира. А заодно – избежать прогнозируемого на 2010 год кризиса воздушных перевозок. В конце минувшего года на конференции «Аэропорты, авиационные и экспедиторские компании в России» директор департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса РФ Карл Руппель объявил, что к началу следующего десятилетия будет списана половина парка гражданских воздушных судов. Самолетов перестанет хватать уже в 2006 году. Объемы пассажирских воздушных перевозок растут, к 2010 году, по прогнозу транспортного ведомства, они составят 56 миллионов человек. Это почти в два раза больше, чем все авиакомпании России перевезли в 2003 году. А где взять самолеты?
По прогнозам г-на Руппеля, несмотря на все усилия правительства, которое до 2010 года намерено выделить на целевую программу развития авиации аж 807 миллиардов рублей (394 миллиарда – это внебюджетные средства), при вступлении России в ВТО позиции отечественного авиапрома серьезно пострадают. Ведь пошлины на импортные самолеты, вертолеты и запчасти к ним придется свести к нулю.
По данным Минтранса, в 2004 году на стапелях авиазаводов было собрано всего 6 гражданских лайнеров. Интересно, хватит ли 807 миллиардов рублей господдержки, чтобы к 2010 году построить еще 326 пассажирских самолетов, как то планируют в правительстве? Помимо них предстоит собрать еще 56 грузовых самолетов и 161 вертолет. Но вряд ли удастся осуществить эту программу в рамках ВТО. И авиастроение мы потеряем…
Либералы-бездельники делают вид, будто даже не слышат этих вопросов. Вряд ли нам скажут о национальных приоритетах в экономике и после присоединения РФ к ВТО. Практически правительство, которое должно защищать свою страну, создавать благоприятный инвестиционный климат, препятствовать оттоку капитала и «утечке мозгов», обеспечивать соблюдение авторских прав, хочет переложить свои прямые обязанности по управлению экономикой России на плечи транснациональных корпораций и зарубежных фирм.

ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ
Вообще ВТО – это джунгли, где царствует сильный. И не надо думать, будто, вступив в сию организацию, мы будем жить спокойно и бесконфликтно. Сможет ли вялое и коррумпированное чиновничество РФ выдержать накал идущих в ВТО «экономических войн»?
Коль мы взяли в пример авиапром, то продолжим иллюстрацию. В конце прошлого года США пригрозили странам ЕС, продолжающим политику государственных инвестиций в концерн Airbus, серьезными разбирательствами в арбитражном органе ВТО. В Брюсселе отреагировали моментально, заявив, что военные заказы Пентагона и налоговые льготы, предоставленные правительством США корпорации Boeing, есть не что иное, как господдержка, только в другой форме. Стремление американцев обвинить во всех смертных грехах европейских авиастроителей понятно. Еще в 1992 году между ЕС и США было заключено соглашение, определившее максимальный размер государственных инвестиций в разработку тяжелых самолетов – не более 33%. С тех пор позиции на мировом рынке гражданских авиалайнеров серьезно изменились, европейцы действительно «встали на крыло», серьезно потеснив заокеанских конкурентов.
Потеря контроля над мировым рынком гражданских самолетов заставила Штаты применить в 1995 году запрещенный прием – в борьбе с европейскими авиастроителями власти задействовали Агентство национальной безопасности США. Специалисты АНБ, используя глубоко засекреченную систему электронной разведки «Эшелон», моментально разузнали, что Airbus намерен поставить большую партию гражданских лайнеров А-310 в ближневосточные страны. Информация была передана руководству корпорации «Boeing», которая перехватила выгодный контракт. Убытки европейских авиастроителей, по разным оценкам, составили 6–8 миллиардов долларов. Интересно, признает ли арбитражный суд ВТО деятельность умельцев из Форт-Мида неопровержимым фактом государственной поддержки авиационной промышленности? Тем более что в глобальную систему электронной разведки «Эшелон», помимо США, входит еще и Великобритания, которую американцы уже успели уличить в кредитовании Airbus на сумму более 600 миллионов долларов.
Как только Россия вступит в ВТО, подобные методы борьбы будут применены не только к отечественному авиапрому. Стоит хоть немного затронуть интересы американских сталелитейщиков или поставщиков сельхозпродукции – и вопрос о квотах и антидемпинговых мерах поднимется моментально. Как только Россия будет принята в ВТО, США получат уникальную возможность быстро привлечь российские активы для развития своей экономики, переживающей не лучшие времена. А заодно, постепенно сбивая мировые цены на нефть, они поставят на нас крест…
Сможем ли мы подготовиться к жизни в этих «джунглях» за оставшийся год?

Василий Ранов



Вступление в ВТО отнюдь не влечет за собой автоматическую отмену торговых санкций

Правительство хочет переложить на плечи транснациональных корпораций и зарубежных фирм свои прямые обязанности – управлять экономикой России

Как только Россия будет принята в ВТО, США получат уникальную возможность быстро привлечь российские активы для развития своей экономики

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]      [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: «Русская цивилизация»

Столкновение миссий
Россия мировая держава просто по факту своего существования


ТЕМА НОМЕРА: КТО МЫ?

Россияне или русские?

Страна, от потрясений уставшая
«Россияне» так и не сложились в полноценную нацию


Бело-сине-красное распутье
Чего хотят от жизни наши сограждане?


Бизнес с точки зрения народа
Большинство граждан РФ путают предпринимателей и олигархов


Требуется обрести смысл
Без национальной консолидации страна потерпит крах


СВОЕ ДЕЛО

МИФОДИЗАЙН
DJ-культура, или Как продать больше тем, у кого уже все есть?
Брэндинг по-русски. Статья шестая


Сверхновый русский бизнес: неожиданные возможности
Состояние общества открывает перед малыми и средними предпринимателями заманчивые перспективы


КАДРЫ
Управление персоналом как технологический процесс
О практической ценности формального определения базовых положений кадровой политики


Детектор гениальности
Психоневролог Эдуард Ложкин запускает бизнес-программу поиска одаренных людей


ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
Трава-мурава как «подрывная инновация»
Российская фармацевтика создает лекарства мирового уровня


ТЕНДЕНЦИИ

ВЗГЛЯД
Стена
Невеселые размышления об экономической политике


МИРОУСТРОЙСТВО
Мессир и его команда
Бесы «оранжевой» революции


Поражение или выигрыш времени?
События на Украине и российские интересы


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Вступим или вляпаемся?
Форсированное втаскивание страны в ВТО чревато непредсказуемыми последствиями


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Рейтинг барона Филиппа
«Инвестиционная полноценность» России: реальность или видимость?


РЫНКИ
Мелких рыбешек поедают – но не всегда
Рекламный рынок: cобытия и тенденции


ГОДОВОЙ ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
В новый год – с максимально сдержанным оптимизмом

ГОДОВОЙ ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
2005: то же, но хуже

ОПЫТ И ТРАДИЦИИ

ЛИЧНОСТИ
Шалый
История жизни Александра Гучкова – человека, желавшего творить Историю


ПОДВИЖНИКИ
Простое русское чудо
Монахи Данилова монастыря создают новую реальность в вымирающей глубинке


ЧЕСТЬ ИМЕЮ
Труды и дни «Консула»
Фонд поддержки спецназовцев набирает силу


ОБРАЗ ЖИЗНИ

ПАЛОМНИЧЕСТВО
Иерусалимский синдром
Сотрудник редакции посетил Святой Город


ЖИВОПИСЬ
Любимая Россия Павла Рыженко
Героическая живопись в Новом Манеже


ТВ
Заточка зрения
Для тех, кто не может не смотреть телевизор


МОДА
Производство желаний
Содержание в поисках формы


Русский вкус
Интервью со знаменитым историком моды


АВТО
Автострахование: хватит на ремонт или нет?

ТЕСТ-ДРАЙВ
Спокойная сила
Тестируем Volkswagen Touareg


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал