ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 7 - 8 (16) июль - август 2003

ТЕХНОЛОГИИ

ВЛАСТЬ ЦИФРЫ

Нужно ли переводить на язык чисел?

Билеты и торговые ярлыки со штрих-кодом, цифровая кодировка телефонных разговоров, «оцифрованные» DVD-изображение и фотографии, музыка в формате MP-3… Такое впечатление, что вещи перестали передавать содержание одним своим названием или видом. И появилась необходимость все кодировать и переводить на язык символов и цифр. Зачем нужны эти сложности?
Технические требования, ответит кто-то, научные достижения, предполагающие сумасшедшую скорость обработки и передачи информации. Верно. Но это, скажем по совести, область, куда непосвященному человеку проникнуть не удастся. Я - непосвященный, человек со стороны, «с краю». Оттуда и смотрю на эти непонятные вещи. Почему непонятные?
Задумайтесь сами: голос вашего друга или знакомого, прошедший цифровую кодировку, декодировку, обработку и проч., - что это? Во что он превращается после такой инфильтрации? В голос живого человека или в продукт электронного цифрового искусственного «мозга»? Не кажется ли вам, что в общение между вами вклинивается третий, некий неуловимый посредник?

НУМЕРИЗАЦИЯ ЯЗЫКА
Похоже, значение цифры в наше время возрастает и становится несравненно большим, чем-то, которое мы закрепляли за словом. Такое впечатление, по крайней мере, может сложиться на первый взгляд. Общественное сознание до сих пор опиралось в своей самоидентификации на словесные конструкции, на слово как на носитель и выражение сущности предмета, действия или лица. Логосность нашего мира - это одна из всеобщих идей, которую поддерживали не только христианские мыслители, но и философы древности. Однако мы замечаем, что онтологическая мощь, заложенная в слове, в разные эпохи оказывала разное воздействие. «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» - так говорится в Евангелии. Христианская культура Европы, всегда трепетно воспринимавшая слово, постепенно разочаровалась во многих прежних ценностях и переменила свой взгляд в том числе и на слово. В XX веке разлад в отношениях между человеком и словом стал очевидным: всевозможные направления в литературе, особенно в поэзии, показали, насколько неудобным порой бывает традиционное звучание и значение слова для человека.
Нельзя сказать, что к концу столетия этот процесс усилился. Нет. В нашей памяти, конечно, немало примеров поэтических экспериментов (а скорее, вывертов «расширенного сознания») современных «альтернативных» авторов. Но эта группа уже не столь многочисленна и влияние ее на общественную мысль незначительно. Так что делать на основании анализа подобного «творческого» опыта сколько-нибудь серьезные выводы не стоит. Заметим, тем не менее, что главным направлением поисков для представителей подобных течений в литературе и искусстве стала этакая «игра в перевертыши» - в том, что касается самого смысла слов, превращение и извращение их онтологического содержания. Если, рассуждая о человеке, нынешние философы и культурологи зачастую употребляют термин «расчеловечивание», то к языку вполне применимы выражения «рас-смысление» или «де-логизация».
Этот процесс сейчас выбрал себе несколько иное русло по сравнению с тем, что увлекало экспериментаторов от искусства еще лет десять тому назад. Не будем останавливаться подробно на всеобщем упрощенчестве и стремлении к максимальной примитивизации (унификации?) языковых норм (свидетельство тому - последний законопроект о русском языке). Не будем также распространяться на тему деградации нашего разговорного языка, о молодежном сленге - это слишком явный пример. Согласимся, что даже язык наших СМИ объективно далек от должного уровня (причем это уклонение от языковой традиции осуществляется, похоже, намеренно). Помимо всего перечисленного наблюдается тенденция, которую можно условно обозначить как «нумеризацию» языка. Это становится способом, и, как кажется, вполне эффективным, языковой делогизации.

БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ
Что имеется в виду, наверное, понятно: все более погружаясь в технологическую мешанину из компьютерных алгоритмов и программ, мы постепенно отвыкаем от адекватного восприятия слова как такового. И, наоборот, привыкаем относиться к нему как к некоему знаку, сумме знаков, информационной ячейке, набору цифр, коду - кому как угодно. В этом на первый взгляд нет ничего предосудительного или настораживающего - если смотреть на проблему с позиций холодного рассудка. Действительно, в этом плане нет никакой разницы в том, каким способом зафиксировано слово: нацарапано рукой аборигена на базальтовой скале или отсканировано с помощью memory stick и выведено на экран монитора.
Но если мы прислушаемся к своим внутренним ощущениям, то, вероятно, согласимся с тем, что написать слово собственной рукой на бумаге - совсем не то же самое, что набрать его на клавиатуре компьютера. С некоторых пор я, например, стал замечать за собой, что воспринимаю отдельные слова как комбинации нажатий на клавиши компьютера. Натолкнувшись мысленно на какое-нибудь слово, я явственно, даже механической памятью, пальцами, воображаю, как оно может быть набрано на компьютере. И вы знаете, это не доставляет такого удовольствия, какое способны дать, скажем, занятия каллиграфией. Это, иронично предположите вы, потому, что я просто пишу от руки быстрее, чем печатаю? Отвечу: нет, хотя я и впрямь печатаю медленно. Не поэтому. И не случайно многие современные писатели сознательно отказываются от использования компьютера как раз на стадии написания произведения, создания самого текста. То есть тогда, когда и происходит таинство творения. Когда между автором и его произведением возникает настолько тонкая и нежная связь, что в такую минуту трудно допустить в эту сферу какого-то таинственного посредника.
Недавно один из известных авторов делился в телепередаче своим опытом написания очередного произведения даже не обычной авторучкой, а гусиным пером. Вы знаете, мне кажется, что это не оригинальничанье. Я готов, с радостью готов поверить, что такой способ письма помогает совсем по-другому выстроить весь творческий процесс. По крайней мере улетучивается наша привычная торопливость, а скомканные мысли разворачиваются и воплощаются в стройные фразы.

ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГО
Между прочим, меломаны со стажем утверждают, что записи исполнителей прошлых лет лучше всего слушать на оригинальных носителях, то есть на пластинках, на магнитофонной ленте. А когда старые записи «оцифровывают», они, пусть даже и очищенные от посторонних шумов, в чем-то теряют. В чем именно, трудно выразить, но - факт. И касается это не только аудиозаписей, но также и старых фильмов, и фотографий. Каждому знакомо то удивление, которое возникает, когда смотришь на ветхие фотографии: мягкие и теплые тона (хотя мы прекрасно понимаем, что фото черно-белое), какая-то особенная глубина…
Еще одна черточка. Вспомните, как радостно, как волнительно было когда-то получать по почте письма от друзей и близких. Как приятно было их читать, доставать из конверта свернутую вчетверо бумагу, разворачивать тетрадные листки и не спеша впитывать содержание письма от начала до конца - с тем, чтобы потом перечитать снова и снова. Какая простая, казалось бы, вещь - а ощущение такое, как будто повстречался с близким человеком. В наши дни письма стали реликтом, отголоском прошлого. Даже те, кто ценил корреспонденцию и любил писать письма, понемногу отвыкли от этого. Вместо писем у нас теперь мобильные телефоны и Интернет. Но ведь в таком цифровом диалоге все меньше ощущается прежняя живая связь непосредственного общения - хотя мы и слышим голоса наших друзей в трубке телефона.

МАТРИЦА ВМЕСТО РЕАЛЬНОСТИ
Нам сейчас предлагается не обрести себя в реальном мире неких определенных, действительных сущностей, но - включиться в неохватную по масштабам и пугающую по универсальности схему, матрицу, где реальность замещается бесконечными рядами плывущих цифр… Очень удобно, но почему так мало радует это цифровое будущее? И так уж оно неотвратимо и универсально?
При всей распространенности и перспективности цифровых технологий, есть одно общее свойство, объединяющее известные методы обработки информации. Так или иначе, эти достижения направлены на одно, служат одной цели - обработать, передать, донести слово. Это значит, что цифра, матрица остается, как и раньше, вторичным продуктом. А слово сохраняет свое первостепенное значение как феномен человеческого бытия, как дарованный нам Богом способ познания мира и самих себя - то есть совершенно универсальная «технология» передачи информации. Даже математические формулы с этой точки зрения нельзя признать вполне самостоятельным специальным языком: за ними в любом случае кроется словесное выражение их смысла.
«Стрессоустойчивость» слова радует и вдохновляет. Может быть, доходящее уже до абсурда ускорение темпов нашей жизни не преодолеет этого сопротивления, и слово-логос останется одним из якорей, которые смогут удержать нас от окончательного сползания в кодово-матричную центрифугу нового времени?
Все-таки «в начале было слово»…

Михаил Моисеев


[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Лучше Нобеля только Алферов!

Швыдкой получил головную боль

Окно в Европу

«Сушки» полетят на Восток

Да будет свет!

Восстановление исторических связей

Что предпринять против «живых бомб»

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Второе дыхание
Владимир Путин включается в работу по реализации экономических реформ


МНЕНИЕ
Самое худшее - впереди
Ирак ожидает гражданская война, полагает известный философ и общественный деятель Гейдар Джемаль


ПОЛИТИКА

ТЕНДЕНЦИИ
Россия - CША: цена примирения
Внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Россия после войны в Ираке, вызывает противоречивые оценки


РЕПЛИКА
Бросок на юг
В польских зоопарках начнут разводить верблюдов


ТЕМА НОМЕРА: КУЛЬТУРА - РЕСУРС НАЦИИ

Вперед – к устоям
Приглашение к разговору


Открыть себя заново
Культурные традиции - самая ценная часть нашего социального капитала


Культура металла и камня
Уральская энергия и целеустремленность помогут поднять Россию


Древнему Пскову исполняется 1100 лет
Интервью с губернатором Псковской области Евгением Михайловым


Времен связующая нить
Не только города, страны, но и семьи должны иметь свою летопись, считает наместник
Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов)


Искусство мозаики сегодня
Художник Александр Корноухов размышляет о древней изобразительной технике в контексте современной культуры


Чудо как наша цель
Уникальная культура делает русских самыми конкурентоспособными в новом мире


ХОЗЯЙСТВО

ВЗГЛЯД
О стратегии
Размышления по поводу программных заявлений президента


ОТРАСЛИ
Энергетика и национальный интерес
Лучше вообще не проводить никаких реформ, чем делать это поспешно и нелегитимно


В «снежном царстве» становится жарко
Консолидация российских производителей мороженого - единственный путь к развитию отрасли


ИНТЕРВЬЮ
Партнерство во имя леса
Создание вертикально интегрированных структур может решить многие проблемы лесного комплекса


ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Тайны Изумрудного города
IAS: искусство иллюзии. Статья двенадцатая


ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Неиссякаемый оптимизм

ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
Камнем ко дну

БЕЗОПАСНОСТЬ

ТЕНДЕНЦИИ
Новые генералы наркопотоков
Американское присутствие в Афганистане знаменуется беспрецедентным ростом наркобизнеса


ИНТЕРВЬЮ
Сергей Недорослев глобализации не боится
Крупнейшая частная группа авиационной промышленности России надеется только на себя


ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ
Бизнес-услуги разведки
Пора вырабатывать механизмы сотрудничества спецслужб и предпринимателей


ЧЕЛОВЕК

ДИАСПОРА
Русское сокровище датского королевства
Татьяна Ладыженская - потомственная аристократка и просто добрый человек


ТЕХНОЛОГИИ
Власть цифры
Нужно ли все переводить на язык символов?


ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Бобровая шуба академика
Ценнейший народный капитал - капитал науки, утверждал великий химик Владимир Ипатьев


СВЯТЫНИ
Афон и Россия
Святоотеческий завет, национальный миф или вызов эпохи?


ДАТА
Возвращение к Серафиму Саровскому
100-летие канонизации


КУЛЬТУРА

ИМЕНА
Память сердца: актер Иван Лапиков
Вспоминая «великого русского мужика»


НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ
Легенда о самоваре
Тульские традиционные товары стали культурным достоянием страны


Ода балалайке
Василий Андреев расширил репертуар народного инструмента


БРЭНД
Эта русская красота - Фаберже
Из истории близкой и дальней


ВЫСТАВКИ
Игра в историю из воска
Берлинцы могут в буквальном смысле слова прикоснуться к историческим фигурам нашей страны


КОРОТКО
Юбилей морского форпоста.
Древнерусское пение в Москве.
Всероссийский Тургеневский праздник.
Как узнать все о культурных памятниках.
Музыкальное лето в Константинове.
Путешествие в древнюю Ладогу


КНИГИ
Слово старца Паисия
Не будем хвататься за многое


РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Русское подворье

МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: июль
Календарь: август

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал